Переславская фиеста в этом году шестой раз. Место очень удобное – всего 140 км от Москвы, на берегу живописного Плещеева озера, множество музеев и памятников. Здесь старейшая каменная церковь России – храм Спаса. Здесь родился и княжил Александр Невский. Здесь Петр впервые попытался построить флот.
С начала недели погладываю на прогноз. Ужас, ужас! Грозы, шторма, град, ветер… Неужели фиеста погибнет? Но судьба помогает настойчивым. Ехать однозначно.
11 июля – заезд, размещение, банкет, вручение сувениров. Живем по-прежнему в «Лесной сказке» — тихо, уютно. В подарках фотоальбом к 855-летию Переславля, довольно толстый и красивый. Путеводитель, карта, блокнот, ручка, визитница, значок… вроде бы, пустяк, а как приятно! За ужином сухое вино (и так будет каждый день).
12 июля. Шесть утра, брифинг. После банкета ли, с непривычки ли, пилоты тянутся на брифинг почти двадцать минут. Это странно и необычно. Ветер примерно 290 градусов. Общий старт с луга у села Веськово, неподалеку от ботика Петра. Южная оконечность озера. Для пролета над центром города, чтобы полюбоваться храмами и себя показать, нужен либо ветер левее, либо старт севернее – но там уже нет подходящих площадок. Чтож – можно пролететь хотя бы над Горицким монастырем. Однако, за время долгих сборов и подъезда ветер еще доворачивает вправо, и монастырь улыбается нам, как и кремль.
Нескошенное поле, душица, иван-чай, зверобой. Общее радостное возбуждение — сейчас начнется!
На старте мы видим новый аэростат – Ardo, это первый в России шар с полноцветной печатью на оболочке, и это его первый свободный полет. Кстати, Ardo – это не итальянская стиральная машина, это замороженные овощи из Бельгии. Почувствуйте разницу.
Его пилотирует Павел Суханов, опытный экстремал, но в аэронавтике недавно. Ученик Сергея Баженова, и товарищ со школы.
Я лечу в корзине Черного квадрата. Ярославская команда, вертолетчики. Купили подержанный аэростат, решили попробовать. Пилотских лицензий еще нет, в корзине инструктор из Великолукского учебного центра. Фактически, этот полет – экзамен. Пилот периодически задает как бы в воздух вопросы – сделать так? Или как? Инструктор как рыба.
Полет проходит очень спокойно, без особой интриги. Яркое солнце, в утренней дымке сияют кресты. Любуемся городом, яркой зеленью лугов. В траве скелет ободранного автомобиля. Посадка у объездной дороги. Тормозят любопытные водители. На оболочку лезут кузнечики.
В час дня мы отправляемся на экскурсию в Свято-Алексиевскую обитель. Это поселок-коммуна, где живут миряне с детьми и действует школа-пансион, одиннадцатилетка. Поистине, он заслуживает отдельного рассказа.
Следующий брифинг опять в шесть, только вечера. Ветер слабый, непостоянный, в разных направлениях в основном восточного сектора. Общий старт с маленького футбольного поля в центре города, возле мануфактуры 18 века. Футболисты уступают без особой охоты, и продолжают игру на свободном кусочке поля. Аэростаты поднимаются и очень медленно движутся над кремлем, Спасским собором, Трубежем. О!
Я в корзине Денисенко. Он успевает полюбезничать с девочками в речке, убедить мужиков, что аэростат движется водкой, и ему срочно нужна дозаправка. Притом не забывает про горелку — плывет в метре от крыш, проводов, яблонь — не задев ни листика. Роскошные фото — аэростаты среди золотых маковок новенького Никольского монастыря. Большинство пилотов садится на болотистом лугу в югозападной части города, а мы, взяв с собою присевшего было Ardo, отправляемся в знакомое Веськово. И что они все там, в болоте, сели? Такая волшебная погода! Летать и летать.
13 июля. Утро. Сильнейший ветер, шансов на полет нет. Зато можно поспать или пообщаться. В двенадцать подают автобусы и мы отправляемся в Ростов. Экскурсия в обитель на месте рождения преподобного Сергия Радонежского тоже заслуживает отдельного рассказа. Вечерний полет начинается с колебаний и сомнений. Брифинг несколько раз переносят, как и место старта. Приземный ветер восточный, 5 м/с. На высоте 50 м его скорость – 0. Однако! Ближе к вечеру ветер обычно утихает, но навстречу ему вырисовывается с запада гроза. Телефон доносит, что в Москве буря, в Переславле дождь, в Луках наводнение. Подняться-то можно, но не случится ли встреча с грозой прямо над озером — и придется садиться в воду? Поколдовав и попускав шарики с гелием, Валерий Георгиевич приходит к выводу, что безопасного времени для старта есть примерно полчаса, и оставляет на волю пилотов решать, уверены ли они в своих силах. Уверены примерно половина. Лосев летит, но не берет пассажиров — слишком опасно, по его мнению. Увидев меня возле корзины, он махает рукой — типа, ты не пассажир, ладно уж, садись. «Впрочем, ты опоздал» — корзина уже в воздухе, канат отстегнут. Забрасываю кофр и прыгаю вслед. Озеро матово отсвечивает. За нами увязывается моторка, но догнать не может. Аэростаты пролетают на редкость удачно, низко над самым кремлем. Сергей Латыпов даже между собором и колокольней, ниже крестов. Какая жалость, что я далеко и вижу это только в телеобъектив! Да и пасмурно, увы. Садимся спокойно в поле за городом. Лосев читает небольшую лекцию по метеорологии для молодых пилотов великолукской школы. Грозовой фронт уходит в сторону. И только когда мы погружаемся в грузовик и выезжаем на трассу, ударяет ливень.
14 Июля. Утро. Все мокро от вчерашней грозы. Ветер южный. Общий старт возле железнодорожного переезда у деревни Красное с идеей прилететь в Никитский монастырь. Усталые Людмила и Аня распределяют нервных пассажиров по корзинам. Я достаюсь Горбачеву. Облачность низкая — около 80м, но до проводов ЛЭП места достаточно. Мы идем в разрывах облаков, периодически погружаясь в белое сияние. О, я бы хотел иметь фотостудию здесь, в облаке! Самый лучший свет. Штурман Миша непрерывно балагурит и рассказывает всякие истории для Насти. Настя — дочь пилота Григорьева, и это ее первый полет. Одета в новенький комбинезон. Дмитрий выглядит усталым и быстро садится. Пока нас ищет машина подбора, Миша развлекает публику пилотскими байками и учит Настю студить пиво пропаном. Накрапывает вялый дождик. Пиво в результате замерзает совсем.
Днем, разумеется, опять экскурсия, но я уже не иду — нужно разобрать и подготовить фотографии, поговорить с пилотами.
Вечер. Солнце, рваные облака. Старт у развилки с объездной дорогой – с расчетом пролететь над кремлем. Масса зрителей, все обочины плотно заставлены, даже пара каких-то дальнобойщиков встали поглядеть. Почему-то нас сопровождает скорая помощь. Неужели есть основания? Я в корзине Михаила Аврумовича. Мы плавно выскальзываем на высоту метров двадцать и целим точнехонько на Красную площадь. Кавалькада впереди нас почему-то заруливает вправо, на садовые участки. С чего бы? А как же центр? На высоком берегу оврага при въезде в город на прямо нашем пути торчит вышка с телекамерой. Приходится подняться, и нас тут же отбрасывает вправо. Вот где таилась засада! Мы пристраиваемся в хвост остальным и развлекаем зайцев, пришедших полакомиться капустой на делянки горожан. Озеро лужей ртути горит в закатном солнце. Разноцветный шары то взлетают в синеву, то ползут по самой земле. Как красиво! С большим сожалением садимся у объездной дороги.
Вечернее свечение на стадионе – бенефис двух аэростатов, новеньких «Ardo» и «Мир детства» — просто потому, что они в основном белые и светятся ярко. Синие шары, подсвечивай или нет, будут казаться темными. Организовать синхронное зажигание, даже при помощи микрофона и криков толпы, не удалось, увы. Пилоты под горелкой, похоже, не слышат ничего.
15 утро. Веськово, ветер. Нет шансов. После завтрака вручение памятных грамот. Разъезд. Всю дорогу любуюсь классической термической кучевкой и прикидываю, что вечером, похоже, будет подходящая погода…
Все летаешь?)
Озеро в закате — нечто!
а, не травите душу!
мы-то с вами знаем, как оно на самом деле выглядит…
место красивейшее ) а летать там не доводилось! может, стоит исправить недоработку ?))
непременно! непременно! в этом (2007) году сильно помешало то, что в Кунгур надо было мчаться без передышки, на что многие не пошли. а обычно бывает гораздо больше народу — и обстановка душевная, многие с семьями приезжают, с друзьями.